Кронштадт
пригороды Санкт-Петербурга
Вернуться к описанию Пригородов Санкт-Петербурга >>>
Легендарный Петровский док
Мы говорили о том, что именно в Кронштадте был заложен первый сухой каменный док. В честь царя и главного инициатора таких событий, он был назван Петовским доком. Вот здесь, стоя возле дуба, можно увидеть его бассейн. Кстати этот дуб, Макаровский дуб, является своеобразным памятником Летнего сада. Ему уже сто сорок четыре года. Его посадил здесь адмирал Макаров, посадив здесь 1903 году тридцати семи годовалый саженец. Царь Николай Второй тоже хотел увековечить себя дубом, но его экземпляр не сохранился до сегодняшних дней. Но вернёмся к Петровскому доку. С развитием военно-морского флота перед Петром Первым стал серьезный вопрос ремонта кораблей и их обслуживанию ниже ватерлинии. Тогда во всём мире использовались доки, в которые загоняли судно по каналу, а потом, иногда даже целый месяц и больше, вода откачивалась насосами, на то время достаточно слабыми. Как раз вопрос времени и оказался тем недостатком, отмеченным Петром Первым, который не собирался с этим мириться. Отметим, что он провёл громадное количество времени в странах Европы, изучая конструкцию, которая сейчас может показаться элементарной. Давайте продолжим техническую тематику. Так вот, Пётр Великий, в оправдание приставки к своему имени, и будучи человеком с неординарным мышлением, придумывает свою, более совершенную конструкцию дока. На тот момент в России не было таких ремонтных сооружений. Он составил официальный проект сухого дока, на основании проведённых им исследований в Кронштадте. Суть проекта, его изюминка, состояла в том, что Пётр придумал вырыть длиннющий овраг, который бы вёл по наклонной от дока к бассейну, что обеспечило бы свободный сток воды. Для бассейна было выбрано местечко в восточной части острова Котлин. Как вы уже представили, строительство таких масштабов могло в то время длиться долгий срок. В действительности строительство сухого дока и всей его системы велось в два хронологических этапа. За семь лет, начиная с 1719 года, был полностью вырыт котлован дока и прокопано некоторое количество оврага. После этого строительство простояло около шестнадцати лет, и уже в 1942 был дан старт второму этапу, который продлился десять лет и закончился торжественной сдачей объекта. Такое, казалось бы, трудоёмкое производство, тогда считалось новаторством и значило для военно-морского флота и Петра очень многое. Аналогов такого дока, естественно, нигде не существовало. Результат превзошёл ожидания, так как док осушался практически за одни сутки, что выводило уровень ремонта кораблей далеко вверх. Вода стекала в бассейн, а оттуда выкачивалась в акваторию. Сначала для этих целей применяли ветряные насосы, а в конце восемнадцатого века в России появился один из первых паровых агрегатов, который и был испытан в Кронштадте. Именно он заменил ветряной насос, чем повысил производительность дока. Стоит отметить, что строительство такого масштаба не обошлось без огромного количества трудовых сил, так как работы велись полностью ручным путём. Для этих целей и были приглашены крепостные крестьяне практически из всех губерний России. На открытие, конечно, не обошлось и без присутствия многих европейских стран, в лице инженеров, адмиралов и, конечно, техников доко- и судостроения. Они были поражены такой, поистине глобальной, постройкой, которая давала удивительный для них результат.
Вернуться к описанию Пригородов Санкт-Петербурга >>>
|